Хабаровск православный Журнал Страсти по Андрею

Страсти по Андрею

16.07.2011

Художники пишут глазами любви,
и только глазам любви следует судить их.

Готхольд Лессинг

Есть люди, способные масштабом своей личности олицетворять собой целую эпоху, пропустить через себя скорби, радости, думы, стремления, отражающие внутренний мир всего народа, всей страны. Без сомнения, таким человеком был великий иконописец Андрей Рублев, образ которого блестяще вывел А. Тарковский в одноименном фильме, являющимся шедевром мирового кинематографа.

Имя Андрея Рублева стало символом Святой Руси, древнерусского искусства, великого русского человека, каким он может и должен быть. Непостижимая для современных людей чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Сведения о Рублеве - обрывочные, поэтому Тарковский явно не претендовал на историческую точность описания жизни иконописца. Это легко объяснимо: принимая монашество, человек «отсекает» от себя мирскую жизнь, всецело посвящая себя служению Богу. Рублев посвятил свою жизнь иконописи, понимание значимости которой в нашей стране, а потом и мире пришло в конце 19 века, когда в России иконопись открыли заново.

То же самое произошло и в шестидесятых годах двадцатого века: снова перед изумленным народом во времена так называемой «оттепели», когда одновременно усилились хрущевские гонения на церковь, предстала во всем величии и красоте русская икона. Все, от самых тонких знатоков живописи реалистической школы до приверженцев авангарда, вдруг увидели, что икона — одно из самых красочных созданий живописи, что в ней соединилось, казалось бы, несоединимое: аскетизм и необыкновенная радость. В условиях этого вновь ожившего интереса «рождался» фильм А. Тарковского.

«Андрей Рублев» - это тонкая философская притча о судьбе народа, о вере, о личности, об искусстве, переплетающаяся с масштабными картинами исторического прошлого.

Сам Тарковский говорил: «Одним из главных героев нашего сценария является гениальный художник — Андрей Рублев, творчество которого являет собой ярчайший пример служения народу и его идеалам в условиях татарского ига и жестоких внутренних междоусобиц».

Но хочется обратить внимание на следующий факт: есть Андрей Рублев, как историческая личность, есть его работы. Однако Рублев, созданный Андреем Тарковским - это Рублев Андрея Тарковского: переживающий сомнения, спорящий с собой и миром, решающий для себя важные вопросы, решение которых рождает гениальные произведения искусства, ставшие мировыми шедеврами.

Апофеозом творчества Рублева, как в фильме, так и в реальной жизни, явилась икона Троицы, которая появляется яркой вспышкой среди «бесцветного» пространства, словно венец всех произведений великого иконописца. Весь фильм снят на черно-белой пленке, а в финале вдруг возникает цвет: «Троица», «Благовещение», другие иконы и их фрагменты из «праздничного чина» Андрея Рублева. Возникает симфония радости, торжества Воскресения, победы творчества над серым и грязным бытием, в которые был загнан и русский народ, и его духовный выразитель.

Зазвонит колокол — и родится «Троица»: как любовь, доброта и надежда — вечное триединство. Фрески и иконы Рублёва — это то, что осталось для Вечности, что бессмертно. Потому что искусство — это память всего человечества.

Сам Тарковский скажет: «Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».

Академик Д.С.Лихачев заметил, что «национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

Показав нам очеловеченный образ одного из самых чтимых святых Русской Православной Церкви, А. Тарковский навлек на себя в своё время критику тех, у кого на образ Рублёва был другой взгляд.

Сейчас картина по праву занимает своё место в истории не только отечественного, но и мирового кино. Абстрактность, метафоричность и глубочайший смысл режиссерского взгляда Андрея Тарковского, показавшего нам сквозь призму одного человека свет торжества веры и силы духа народа, выразителем которых выступает в фильме Андрей Рублев, заставляет вновь и вновь совершать зрителей важные открытия в осмыслении образа Рублева вот уже почти полвека.


Новости