Людмила Конькова: «Моя мечта: чтобы я все успела»
 Информационный отдел Хабаровской епархии
Информационный отдел Хабаровской епархии
07.06.2022
Она смогла объединить вокруг храма учебные заведения. Людмила Конькова создала межшкольный ресурсный Центр «Русский мир на Базе КАФ». Он позволяет ученикам не только с пользой общаться, но и найти себя в будущем Дальнего Востока. А к Церкви почетный работник высшего образования обратилась после поворота в своей жизни. Людмила Николаевна согласилась поговорить с нами не только о проекте, но и о личном.
- Я родилась на Украине. У нас, в моей местности, никогда не было гонений на Церковь, как таковых. Однако, храм от нас находится очень далеко, и в него ходить возможности не было. Я всегда знала, что Бог есть. Бабушка у меня была верующая. Она нас крестила еще маленькими. Молитвам учила коротеньким. Праздники: Пасха, Рождество у нас отмечались. Пасха - это вообще главные праздник! В школу ходили все с куличами, с крашеными яйцами. Это нормально было. Я всегда верила в Бога. Но так, чтобы в храм ходить… От случая к случаю.
В Хабаровске «захожанкой» я была в храме святого Александра Невского. Полюбила его всем сердцем. Почему? Не знаю. Я не помню даже, каким образом я в него первый раз попала. Но стала заходить, заходить… А потом случилась моя личная трагедия, и я прибежала: исповедовалась, причащалась.
- Говорят, чем больше скорбь, тем ближе Бог. Получили ли вы утешение?
- Да. На мою трагедию личную еще наложились беды. Они шли одна за другой. И мне говорили: «А как ты можешь не отвернуться от Бога? Ведь у тебя одно за другим…». А у меня наоборот вышло: я понимала, что так и надо мне. Я приходила, я плакала, я молилась. Я понимала, что без Бога я теперь уже не смогу, вот никак не смогу.
- Вы являетесь заместителем директора по воспитательной работе7-й гимназии. Когда вы решили трудиться и для Церкви?
- Я - учитель истории и обществознания. Имею пытливый ум научного склада. И мне всегда важно разобраться во всем с вот этой точки зрения. Однажды Министерством образования Хабаровского края была организована конференция. Поскольку я всегда работала и на край, и на город, общественницей была, мне предложили от светской власти, от светской школы, участвовать в этой конференции. А от епархии принял участие проректор на тот момент Хабаровской семинарии Дмитрий Васильевич Чалый. И мне сказали: приди, посмотри, как все организовано, потому что мы должны были вести одну с ним секцию. Я прихожу в семинарию, он мне все рассказал, показал. Я вышла, говорю: все замечательно. А потом, сама от себя не ожидая, говорю: у меня свой вопрос - личный. Он говорит: «Пойдемте, поговорим!» Я ему объяснила свою ситуацию (это была личная проблема). Он меня взял за руку, привел к сотруднику семинарии и говорит: «Запишите вот эту женщину на Богословские курсы». Я даже, честно скажу, не знала, что в семинарии могут быть Богословские курсы для мирян.
Я пришла к своему батюшке в храм святого Александра Невского, подошла ко кресту, как сейчас, помню и говорю: «Благословите мне учебу на Богословских курсах». А он мне: «А какую пользу приходу приносить будешь?» Я говорю, что только для себя вообще-то иду учиться. Он: «Ладно, потом поговорим». Самое интересное, что я себе училась, училась, в храм похаживать регулярно стала. И, когда я практически заканчивала обучение, отец Василий, настоятель храма, говорит: «Что, заканчиваешь?» «Да», - говорю. «Ну все, работать начинаем. Какие идеи у тебя?» Я думаю: какие? какие? И тут у меня рождается вот этот мой родной ресурсный образовательный Центр. Я иду с этими выкладками к батюшке. Мы садимся. Он говорит: «Так это то, что у меня есть! Давай! Только у меня было другое название - «Русский мир на Базе КАФ»!»
- Проект «Русский мир на Базе КАФ» работает в течение 5 лет. Что он из себя представляет?
- Проект объединяет школы, которые находятся в основном на Базе КАФ. Раньше называлась База КАФ. Сейчас это - Краснофлотский район. У каждой из этих школ есть свой какой - то определенный ресурс: свои традиции, какие - то свои материальные возможности, методические ресурсы. Замысел был - объединить вокруг храма вот эти школы.
У нас 4 основных модуля, которые мы с батюшкой замыслили: «Дорога к храму», «Суворовская наука побеждать», «Профнавигация» и «Православная педагогическая культура родителей». И вот мы – храм - по сути в эпицентре этого всего.
Модуль «Дорога к храму» - это в принципе возможность детям окрестных школ показать эту самую дорогу к храму. Каким образом это делать? Я скажу вам о тех проектах, которые мы осуществляли и сейчас осуществляем. Например, мы делали праздник «Свет Рождества Христова». Это было не просто торжество для воскресной школы. Мы устроили концерт, в котором участвовали очень многие ребята из учебных заведений. В том числе из моей гимназии № 7. Мы работаем в тесном сотрудничестве с театральной студией «Вдохновение» военно-морского лицея имени адмирала Сергеева. Затем, с образцовым хором «Росинка» - это замечательный хор, который действует у нас на базе нашей гимназии № 7. Руководитель последнего уделяет большое внимание именно духовному пению. Еще в нашем концерте участвует многопрофильный лицей, хотя он находится в другом районе. Затем школа № 1 имени героя России Орлова, Кадетская школа № 1 им. Ушакова. Плюс – бригада СПЕЦНАЗа. Концерт проводили в ТОГУ, и это был не просто концерт. Мы таким образом сценарий составили, чтобы это обязательно была катехизация. В прошлом году мы провели замечательный концерт «Богатыри земли русской». Потом, традиционный фестиваль «Пасха-Победа», где красной нитью идет связь Православия и победы над фашистами.
Второй модуль «Суворовская наука побеждать» - это в большей степени для школ конкретной направленности: кадетской школы и военно-морского лицея. Потом в Березовкой школе организуются кадетские классы, в многопрофильном лицее. У нас разработан целый учебный курс. Проводится он в рамках внеурочной деятельности. Мероприятия эти мы проводим также с бригадой СПЕЦНАЗа: вот это вообще - живой пример для детей, потому что это - настоящие герои.
Еще один модуль - «Профнавигация» или профориентация. Она дает возможность детям увидеть, что они могут здесь получить образование, здесь работать, создать свои семьи и прекрасно жить в нашем Хабаровском крае.
- Есть поговорка, что не бывает доброго дела без искушений. Есть ли они у вас? Если да, то каким образом вы на них реагируете и каким образом с ними справляетесь?
- Тяжело это. И, самое интересное, я на себе испытала все то, о чем говорят. Что, когда ты приходишь ко Господу, Он тебе дарует такую благодать, что ты просто в эйфории! В начале неофитство с тебя просто прет, и ты хочешь всем рассказать, как тебе хорошо! А чем дальше ты идешь по этому пути, тем все сложнее и сложнее. Поэтому, с одной стороны, вроде мне и легче сейчас, а с другой стороны – тяжелее. Как я борюсь с искушениями? Не знаю. На исповеди поплачусь. Я людей люблю, я их всегда любила. И, как бы там ни было, люди это знают, и они меня прощают, и я их прощаю. Нет у нас зла: друг на друга мы не держим никогда ничего плохого. Вот это, наверное, - самое главное.
- Говорят, у учителей есть профессиональная привычка поучать. Если таковая у вас? Если да, то каким образом вы стараетесь не переносить ее, например, на друзей.
- Пошла я как-то раз в поликлинику. Причем, я в тот момент в школе не работала. Мне говорят: «Вы – учительница? На комиссию пришли?» Я спрашиваю: «У меня что, на лбу написано?» Это уже клеймо на тебе (смеется). Да, менторский тон, тебе надо поучать всех. Хочу сказать, что, наверное, благодаря тому, что я пришла в храм, я меняюсь, но тяжело. Потому, что хочется всех поучать. Я сама - максималистка, к себе очень требовательна, и требовательная ко всем, кто вокруг. Я сейчас стала мягче: себя одергивать стала. Потому, что нельзя так, нельзя так. Подвижки есть: окружающие уже замечают изменения!
- Ваша мечта?
- Личная. Сегодня у меня, слава Богу, двое взрослых детей, трое внуков. Это радость моя, счастье мое. Это - мое продолжение! Слава Богу дочь моя в храме вместе со мной, и Макар, внучок, со мной, и Ульяка со мной в храме.
Что касается профессионального плана, то у меня мечта, чтобы сутки стали не 24 часа, а 40 часов! Чтобы я все успела! Потому, что у меня столько всяких мыслей, столько идей. И хотелось бы единомышленников. Это – моя мечта. Чтобы были вместе со мной соработники, с которыми бы мы вместе продвигали идеи. Потому, что я очень детей люблю и свою профессию. Я профессии отдала всю свою жизнь. Вот я введу в 10-м классе предмет «Нравственной основы семейной жизни» и говорю детям: «Вот как хотите, но поймите, что без нравственности, без духовности, без семьи, без детей нет будущего ни у кого». Поэтому – это моя самая большая мечта, чтобы маленькое семечко, которое я в них закладываю, проросло. Очень хочется этого.


